08.05.2020

УРАЛЬСКИЙ АЛЮМИНИЕВЫЙ ЗАВОД И БОГОСЛОВСКИЙ АЛЮМИНИЕВЫЙ ЗАВОД В ГОДЫ ВОЙНЫ


Уральский алюминиевый завод (УАЗ) занимает особое место среди родственных предприятий алюминиевой отрасли страны. Он был третьим по счету с начала производства алюминия в нашей стране и самым мощным по тем временам. Строительство предприятия началось в августе 1932 года. Главной рабочей силой были рабочие и крестьяне из окрестных поселений Каменского района. Был создан комплекс, в который вошли производство электроэнергии и пара, глинозема, алюминия и анодной массы, а также универсальное ремонтное хозяйство.

За период строительства заводской отдел кадров принял на работу более 30 тысяч человек. На учебно-курсовой базе завода шла интенсивная подготовка квалифицированных рабочих для строительства и предстоящего пуска УАЗа.

УАЗ становился мощным культурным центром города: шло строительство большого жилищного комплекса, был построен и открыт клуб строителей, велась радиофикация, появилось звуковое кино и библиотека.

Пуск завода состоялся 5 сентября 1939 года. УАЗ первым в стране освоил производство глинозема по способу Байера и стал родоначальником алюминиевой промышленности Урала. Ввод УАЗа в действие являлся знаковым событием для всего народного хозяйства страны: возросла ее индустриальная мощь и увеличился оборонный потенциал. Алюминиевый гигант на Урале был поставлен без помощи иностранных специалистов, и все оборудование для завода было изготовлено на отечественных предприятиях.


Военное время

Коллектив УАЗа вынес на своих плечах груз величайшей ответственности перед Родиной – бесперебойное снабжение военной промышленности алюминием и его сплавами в годы Великой Отечественной войны.

После выхода из строя Днепровского и Волховского алюминиевых заводов УАЗ остался единственным в стране предприятием, выпускающим стратегический металл. УАЗ противостоял двум десяткам алюминиевых заводов континентальной Европы, работавшим на военную машину фашистской Германии.

По 500 вагонов в сутки прибывало тогда с эвакуированным оборудованием и людьми на УАЗ. Несколько тысяч человек круглосуточно сортировали, ремонтировали и устанавливали прибывшее оборудование. Вдоль сегодняшних улиц Набережной и Исетской в 1941 году расположились бараки, напоминавшие очертаниями овощные теплицы-полусферы. Их изогнутые деревянные каркасы, обтянутые рубероидом, служили одновременно стенами и крышей, а внутри многоярусных бараков размещалось до полутысячи человек.

История мировой промышленности еще не знала такого разнообразного и масштабного строительства и таких коротких и напряженных пусковых сроков, в которые строились новые производственные мощности на УАЗе. За годы войны выпуск глинозема и алюминия был увеличен в 5,5 раз. Ушедших на фронт работников завода заменили подростки и женщины, которые работали электролизниками, литейщиками, плавильщиками, аппаратчиками-гидрометаллургами, токарями. Девизом уазовцев стали слова «Работать насмерть!». После основной рабочей смены заводчане выходили на разгрузку вагонов, сельхозработы, строительство временного жилья и новых цехов.

Основной поставщик всего технологического оборудования – цех строймонтажконструкции, возглавляемый Аркадием Михайловичем Очевым, за два первых военных года изготовил и смонтировал около 20 тысяч тонн металлоконструкций, заварил 500 километров электросварочного шва. Все строительно-монтажные работы на УАЗе шли по комплексному часовому графику Уралалюминстроя и УАЗа.

Первый директор УАЗа Виктор Петрович Богданчиков осенью 1941 года умер на рабочем месте, его сердце не выдержало двухмесячного недосыпания и жесточайших перегрузок.

С ноября 1941 года по декабрь 1945 года УАЗом руководил замнаркома ЦМ СССР Ефим Павлович Славский, впоследствии министр Среднего машиностроения СССР, трижды Герой Социалистического труда и кавалер 10 орденов Ленина.

Директор завода Ефим Павлович Славский так вспоминал самоотверженный труд уазовцев: «Они работали не столько, сколько надо, а насколько хватало сил. Если упал - значит работать больше не может…» Уже в четвертом квартале 1941 года завод дал стране столько же стратегического металла, сколько давали его в мирное время вместе взятые наши алюминиевые заводы. На этом закалялся настоящий уазовский характер, ставший главной заводской традицией, присущей сегодняшнему поколению заводчан.

УАЗовские старожилы вспоминают случай осени 1941-го года, когда директор завода Ефим Славский в течение дня решил вопрос о питании для заводских детей. Ситуация была «аховая»: война, еды катастрофически не хватало, а нарушать инструкции Госкомитета Обороны и перераспределять рабочую «пайку» на детей — дело чуть ли не подсудное. Тогда было принято решение самим производить продукты, чтобы кормить не только рабочих, но и их детей.

Ефим Славский заставил алюминпродснаб не столько распределять гослимиты, сколько производить свои собственные продукты: овощи, хлеб, молоко, мясо. По его приказу были организованы три подсобных хозяйства. Они и заводчанам доппитание обеспечивали, и госпоставками тоже занимались. А пока эти УАЗовские хозяйства не набрали сил Ефим Славский сумел договориться о поступлении на завод внефондовых продуктов питания.

В 1942 году при УАЗе был открыт алюминиевый техникум. В самый разгар Сталинградской битвы, в январе 1943 года, открылась детская музыкальная школа. ДК УАЗа - самый красивый в городе Дворец культуры - начал строиться в 1944 году.

За время войны Уральский алюминиевый завод произвел 244 441 тонну алюминия, 11 139 тонн кремния, 79 646 тонн силумина и 495 197 тонн глинозема. До февраля 1943 года УАЗ был единственным предприятием в СССР, выпускавшим эту стратегическую продукцию, противостоял всей континентальной Европе, работавшей на Третий Рейх.

2,5 млн рублей собрали работники УАЗа в 1943 году на строительство эскадрильи истребителей «Уральский алюминщик». Эскадрилья состояла из 15-ти одномоторных истребителей «Як-7» и «Як-7Б».

За успешное выполнение правительственного задания по снабжению алюминием и алюминиевыми сплавами авиационной и танковой промышленностей в 1945 году Уральский алюминиевой завод и Красногорская ТЭЦ удостоены высшей правительственной награды – ордена Ленина.

Более 8 тысяч человек за самоотверженную работу в годы Великой Отечественной войны награждены орденами и медалями. За победу во Всесоюзном соцсоревновании в период 1941-1945 гг. коллективу УАЗа вручено на вечное хранение переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны СССР.

В 1946 году боевое знамя прославленной 3-й гвардейской Уральской Волновахской Краснознаменной ордена Суворова дивизии было вручено на вечное хранение коллективу УАЗа за героический трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны.

В Центральном музее вооруженных Сил страны, который является коллективным членом Международного Совета музеев (ИКОМ) и Международного комитета музеев и коллекций оружия и военной истории (ИКОМАМ), представлена в зале тыла продукция УАЗа, выпущенная в военные годы.

УральскийАлюминиевыйЗавод Представлять оборонную промышленность страны в исторической экспозиции завод заработал по праву своим самоотверженным трудом.

Богатая коллекция музея насчитывает более 800 тыс. военно-исторических памятников, а его посетителями ежегодно становятся около 1 млн человек. Они не обходят своим вниманием зал №15, посвященный тылу и военной промышленности СССР. В экспозиции зала три уазовские чушки соседствуют с токарным станком из цеха московского завода им. Владимира Ильича, на котором в годы войны производили снаряды. Кстати, фотоснимок уазовских экспонатов представляет этот экспозиционный зал на официальном сайте музея.



108 000 самолетов и 95 тысяч танков было построено благодаря алюминию, произведенному на УАЗе в годы войны.

В настоящее время УАЗ – динамично развивающееся предприятие, которое поступательно проводит программу модернизации на всех этапах производства.

В 2007 году предприятие вошло в состав Компании РУСАЛ и является одним из высокорентабельных предприятий отечественной алюминиевой отрасли.

УАЗ всегда отличался высокопрофессиональными кадрами, особым духом патриотизма и сплоченностью. Сегодня на предприятии трудится четвертое поколение заводчан, успешно продолжая лучшие традиции. Специалисты завода заслуженно считаются элитой кадрового корпуса не только отечественной, но и мировой металлургии. Многие сотрудники завода занимают руководящие посты на других предприятиях, в дирекциях и дивизионах Компании РУСАЛ.



НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО

БОГОСЛОВСКИЙ АЛЮМИНИЕВЫЙ ЗАВОД В ГОДЫ ВОЙНЫ


Богословский алюминиевый завод (БАЗ) находится в Краснотурьинске (Свердловская область) и является одним из крупнейших глиноземных предприятий в стране. Мощность предприятия составляет более 1 млн тонн глинозема в год.

Площадка для строительства завода была выбрана в октябре 1940 года на реке Турье вблизи поселка Турьинские Рудники. Предприятие было названо по имени Богословского округа – Богословский алюминиевый завод.

Генеральный проектировщик институт «Гипроалюминий» разработал проектное задание, которое было утверждено Наркоматом цветной металлургии СССР 17 апреля 1941 года. Проект предусматривал строительство глиноземного производства по технически совершенной для того времени аппаратурно-технологической схеме русского инженера К.И. Байера, цеха электролиза алюминия, ТЭЦ, энергетических, ремонтных и вспомогательных служб, а также соответствующей инфраструктуры.

Строительство завода осуществлял Базстрой НКВД, который одновременно выполнял функции заказчика и подрядчика. Первые строители прибыли в декабре 1940 года. Строительные работы начались в апреле 1941 года, но из-за острого дефицита строительной техники 63% земляных работ в 1941 году было выполнено с помощью лопат и тачек.

За два предвоенных месяца было построено здание управления строительством и два барака, положивших начало заводскому поселку. Строительство завода вызвало приток в поселок. Однако застройка поселка двухэтажными кирпичными домами началась только в 1942 году.

За годы войны было введено в эксплуатацию 20 тыс. кв. м жилой площади, двухэтажная школа и четыре магазина. 27 ноября 1944 года рабочий поселок Турьинские Рудники был выделен из состава пригородной зоны Карпинска и преобразован в город областного подчинения с названием Краснотурьинск. Так со строительством Богословского алюминиевого завода на реке Турья родился новый уральский город.

Одновременно в предвоенное время были начаты работы по строительству железнодорожных путей, ремонтно-механических мастерских и временной электростанции (ВЭС). Кроме того, создается база для дальнейшего строительства: сооружаются предприятия по изготовлению кирпича и шлакоблоков, открыт участок по заготовке леса, разрабатываются карьеры для добычи стройматериалов.

Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война изменила ход строительства, структуру и перспективы завода. В первоначальный проект завода были внесены коррективы. В частности, сокращены сроки строительства завода, для производства глинозема был избран более упрощенный способ – вместо гидрохимического метода Байера избран метод спекания, – а также значительно увеличена мощность завода: по глинозему – до 208 тыс. т в год, по алюминию – до 66 тыс. тонн в год.

Рабочим удалось значительно увеличить темпы строительства, особенно когда осенью 1941 года в площадку начало прибывать демонтированное оборудование с эвакуированных из прифронтовой полосы заводов: Волховского алюминиевого, Тихвинского глиноземного и частично Днепровского алюминиевого. Вместе с эвакуированным оборудованием на Урал прибыло около 10 тыс. работников. В 1942-1946 годах среднегодовое количество работающих на строительстве БАЗа и ТЭЦ составляло 10,2 тыс. человек (без учета военнопленных и заключенных), в том числе 9,2 тыс. человек были немецкой национальности. Трудмобилизованные немцы из южных районов Украины, Северного

Кавказа и других районов страны были доставлены в «Базстрой» НКВД 21 сентября 1941 года. В общем числе работавших на стройке насчитывалось 138 человек, в том числе дипломированных инженеров, 68 техников, 23 врача, 18 медработников, 18 инженеров-строителей, семь техников-строителей и три архитектора.

Помимо этого, к проектированию нового плана работ были привлечены субподрядные организации: «Водоканалпроект», «Тяжпромэлектропроект», «Промстройпроект». «Гипроалюминия» непосредственно на строительной площадке вносила изменения в проект завода и выдавала рабочие чертежи. Это помогало ускорить процесс подготовки общего проекта и строительства, особенно, когда демонтированное оборудование часто не имело чертежей.

Работы по возведению заводских цехов начались уже зимой 1941-1942 годов. На сформированных к этому времени строительных площадках под будущими цехами рубили лес, рыли траншеи и котлованы для закладки фундаментов корпусов, устанавливали оборудование. В первую очередь сооружались объекты глиноземного производства – отделение подготовки шихты, спекания, дробления спека, выщелачивания, карбонизации, кальцинации. Из-за трудностей военного времени здания и сооружения возводились из древесины. Из нее на БАЗе были построены глиноземный цех, транспортные и трубопроводные галереи.

Согласно заданию Государственного Комитета Обороны от 5 июня 1942 года на площадке будущего БАЗа к декабрю 1942 года требовалось закончить сооружение временной электростанции и глиноземного цеха, в марте 1943 года – запустить теплоэлектроцентраль и цеха электролиза. Однако из-за аварийного состояния эвакуированного оборудования, отсутствия необходимых материалов и нехватки квалифицированных рабочих выполнить задание ГОКа в срок не удалось.

Во время строительства много внимания уделялось созданию вспомогательных цехов и объектов, которые после ввода в эксплуатацию должны были значительно улучшить положение на стройке, в том числе со снабжением электроэнергией, паром, ремонтом строительной техники, изготовлением нестандартного оборудования, крепежа и закладных деталей для нужд строительства. Ввод железнодорожных путей, хоть и частично, повышал маневренность в подаче стройматериалов и оборудования на стройку. Также необходимо было строительство плотины, которая обеспечивала бы поставку воды на завод. Без водоснабжения завод был бы неработоспособным.

До конца 1942 года электроэнергия поступала с Серовской электростанции, но ее едва хватало строительной площадке, подсобным предприятиям и специальным участкам. Рабочий поселок, который сформировался рядом с будущим заводом, электроэнергии не получал. Первая очередь временной электростанции (ВЭС) – один котел и турбина мощностью 6 тыс. кВт. – была запущена в эксплуатацию 1 декабря 1942 года. Через месяц заработали еще два котла и турбина. Она обеспечивала электроэнергией нужды строителей и ввод в действие первой очереди глиноземного цеха.

29 октября 1942 года приказом Наркомцветмета был назначен первый директор завода Николай Алексеев, инженер-электрометаллург, прибывший на завод после пуска 2-го глиноземного цеха УАЗа. Он возглавлял завод до марта 1943 года.

Первые объекты глиноземного цеха были сданы в эксплуатацию в 1943 году, и в этом же году была выдана первая продукция – гидрат алюминия. А 17 апреля 1944 года получены первые 6 т. глинозема. С этого времени началось промышленное производство глинозема. Его из холодильника высыпали на «нулевую отметку», вручную затаривали в мешки и отправляли на УАЗ.

После запуска в сентябре 1944 года первой очереди Богословской ТЭЦ и наладившим работу глиноземным цехом, завод смог приступить к выпуску главной продукции – алюминия.

В ноябре 1944 года закончилось возведение первого корпуса электролизного цеха, строительство которого началось в 1943 году. Электролизные ванны для цеха привезли целиком с Днепровского алюминиевого завода, объемом они были не менее товарного вагона и весили до 60 т. Электролизный цех был запущен 24 апреля 1945 года. Для снабжения его электричеством использовался мотор-генератор с Волховского алюминиевого завода.

В марте 1945 года директором завода был назначен Семен Гуркин.

Несмотря на отставание в создании подсобных служб, недостаточную обеспеченность энергией, паром, водой, перебои в снабжении содой, завод приступил к освоению производства алюминия.

Для пуска первой серии электролизного цеха и электролизных ванн нужен был жидкий электролит, поэтому первые три ванны пускали «сухим» способом. «Сухой» пуск – опасный технический прием, к которому прибегают в крайнем случае. Поэтому первый пуск электролизных ванн был проведен под руководством сотрудников, прибывших с УАЗа. 9 мая 1945 года поступило распоряжение начать выливку металла из первых ванн. Выливка прошла нормально, а утром пришедшие на смену к 7 часам рабочие радостно поздравили своих товарищей с переданным по радио сообщением о подписании Акта капитуляции фашистской Германии и об установлении 9 мая праздника Победы.

В феврале 1946 года вышел приказ о формировании треста «Базстрой», который продолжил строительство последующих очередей Богословского алюминиевого завода и города Краснотурьинска. Но стране, наряду с развитием алюминиевой промышленности, требовалось развивать горнорудную, энергетическую, электромашиностроительную, легкую и другие отрасли промышленности. Коллектив треста включился в решение этой задачи в северных городах Свердловской области – Краснотурьинске, Карпинске, Ивделе, Серове, Качканаре, Алапаевске и Волчанске.



НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО

Новости 1 - 4 из 55
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец